Органами самоуправления МБДОУ являются: Педагогический совет, Общее собрание трудового коллектива, Родительские собрания и Родительский комитет МБДОУ. Органы самоуправления МБДОУ действуют на основании Устава.

Структура дошкольного образовательного учреждения и система его управления

Учитывая, что дошкольное образование является первой ступенью общей педагогической системы, а  образовательное учреждение может рассматриваться как социально-педагогическая система, следовательно, оно должно отвечать определенным свойствам: целенаправленность, целостность, управляемость, взаимосвязь и взаимодействие компонентов, открытость, связь со средой.

Механизм управления современным дошкольным учреждением изменяет характер выполнения управленческих функций, порождает принципиально новые формы взаимодействия учреждения и всех участников педагогического процесса. Структура этих отношений в нашем дошкольном учреждении такова: детский сад – внешняя среда, администрация – общественность, руководитель – подчиненный, педагог – педагог, педагог – родители, педагог – дети, ребенок – ребенок. Основу модели составляют четыре взаимосвязанных уровня всех участников педагогического процесса: членов совета ДОУ, заведующего,  старшего воспитателя, педагогов, родителей детей, посещающих ДОУ.

Каждый из уровней управления обязательно входит в зону влияния субъектов управления, как по горизонтали, так и по вертикали. Структура нашего управления строится на принципе единоначалия, т.е. согласно которому каждый подчиненный принимает полномочия только от одного начальника и является ответственным перед ним.

1-2.jpg

Управление МБДОУ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим уставом.

Органами управления МБДОУ являются:

Органы самоуправления МБДОУ (Общее собрание коллектива, Педагогический совет,  Родительский комитет ).

Кто есть кто в детском саду? 
В каждом детском саду работает множество сотрудников, и у каждого из них свой круг обязанностей. Но порой родителям довольно сложно разобраться, к кому обратиться со своими проблемами. Так с кем же лучше всего обсудить вопросы воспитания? О чем можно спросить методиста? За что отвечает воспитатель? И чем занимается педагог-психолог?

Руководство.
К администрации  МБДОУ относятся заведующий, старший воспитатель  и заведующий хозяйством.

Заведующий.
Непосредственное управление МБДОУ осуществляется его руководителем — заведующим МБДОУ, назначенным главой муниципального образования Кавказский район в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим уставом и с которым заключен трудовой договор (контракт).

Заведующий МБДОУ по вопросам, отнесенным законодательством Российской Федерации, муниципальными правовыми актами муниципального образования Кавказский район и настоящим уставом к его компетенции, действует на принципах единоначалия.

К компетенции заведующего МБДОУ относятся вопросы осуществления текущего руководства деятельностью МБДОУ, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции учредителя.
Заведующий должен действовать в интереса, представляемого им МБДОУ добросовестно и разумно.

Заведующий обязан по требованию учредителя, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и трудовым договором, возместить убытки, причиненные им МБДОУ.

Заведующий несет перед МБДОУ ответственность в размере убытков, причиненных МБДОУ в результате совершения крупной сделки без предварительного согласия учредителя, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.

Заведующий несет ответственность за деятельность МБДОУ перед учредителем.

Заведующий выполняет следующие функции и обязанности по организации и обеспечению деятельности МБДОУ:

  • действует без доверенности от имени МБДОУ, представляет его интересы в государственных органах, организациях.
  • определяет в рамках своей компетенции приоритетные направления деятельности МБДОУ для достижения целей, ради которых МБДОУ создан, и соответствующие указанным целям, принципы формирования и использования имущества МБДОУ.
  • Обеспечивает составление плана финансово-хозяйственной деятельности МБДОУ и утверждает его в порядке, определенном учредителем МБДОУ .
  • Утверждает отчет о результатах деятельности МБДОУ и об использовании закрепленного за ним муниципального имущества и представляет его учредителю в установленном порядке.
  • Утверждает годовой бухгалтерский баланс МБДОУ.
  • Предлагает изменения и дополнения в устав МБДОУ.
  • В пределах и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом, распоряжается имуществом МБДОУ, заключает договоры, выдает доверенности.
  • Открывает счета, лицевые счета МБДОУ в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством, пользуется правом распоряжения денежными средствами в пределах установленных законом и настоящим уставом.
  • Самостоятельно определяет структуру аппарата управления, численный, квалификационный и штатный составы, принимает на работу и увольняет с работы работников, заключает с ними трудовые договоры, применяет к работникам МБДОУ дисциплинарные взыскания и виды поощрений в соответствии с действующим законодательством, распределяет обязанности между работниками МБДОУ, утверждает должностные инструкции;
  • Осуществляет прием детей и комплектование групп детьми в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья, индивидуальными особенностями в порядке, установленном законодательством, требованиями СанПиН .
  • В пределах своей компетенции издает локальные нормативные акты, распоряжения, приказы и дает указания, обязательные для всех работников МБДОУ.
  • Обеспечивает рациональное использование имущества, в том числе финансовых средств, принадлежащих МБДОУ.

Старший воспитатель. 
Осуществляет

  • методическое руководство воспитательно-образовательной деятельностью воспитателей и других педагогов-специалис­тов, обеспечивая выполнение основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в соответствии с Фе­деральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
  • координацию деятельности воспитателей, педагогических работников в проектировании образовательной среды орга­низации;
  • оказание учебно-методической и научной поддержки всем участникам образовательного процесса;
  • взаимосвязь и сотрудничество в работе ДОУ, семьи и со­циума.

Организовывает и  планирует  методическую работу с учетом профессиональ­ных навыков, опыта воспитателей и специалистов  в соответствии с годовым планом

Принимает участие:

  • в подборе кандидатов на должности воспитателей, мл. вос­питателей, педагогов-специалистов;
  • в создании благоприятного морально-психологического климата в коллективе;
  • в обеспечении соблюдения работниками ДОУ прав и свобод воспитанников, норм по охране их жизни и здоровья во время образовательного процесса, выполнения правил охраны труда и пожарной безопасности;
  • в работе методических объединений в округе, городе и т.д.

Содействовует:

  • всестороннему развитию воспитанников через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в ор­ганизации;
  • формированию общей культуры личности, социализации, развитию познавательных интересов детей;
  • непрерывному профессиональному развитию и росту педагогических работников;
  • выполнению целевых федеральных, региональных и муниципальных программ развития дошкольного образования.

Осуществлять контроль за работой воспитателей и педагогов:

Заведующий хозяйством.  Руководит работами по хозяйственному обслуживанию детского сада. Следит за состоянием помещений, занимается закупками мебели, посуды, оборудования и игрушек. Руководит работами по благоустройству и озеленению территории, следит за выполнением противопожарных мероприятий и других условий безопасности детей и взрослых.

Основной педагогический состав.
К педагогической деятельности в МБДОУ допускаются лица, имеющие средне- профессиональное или высшее профессиональное образование. Образовательный ценз подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.

Воспитатель — педагог, непосредственно отвечающий за жизнь и здоровье вверенных ему детей. Однако воспитательница не просто «приглядывает» за малышами, она планирует и проводит занятия, игры, прогулки и развлечения в соответствии с возрастом детей. Создает условия в группе для успешной реализации воспитательно-образовательной программы и, собственно говоря, сама же ее реализует. Совместно с музыкальным руководителем и воспитателем по физической культуре готовит праздники, развлекательные и спортивные занятия. Руководит работой помощника воспитателя.

Кроме того, воспитатель ведет работу с родителями по вопросам воспитания детей в семье, привлекает их к активному сотрудничеству с детским садом. Согласовывает с родителями профилактические прививки детей, планируемые в дошкольном учреждении.

Музыкальный руководитель отвечает за музыкальное воспитание. Организует и проводит музыкальные занятия, литературно-музыкальные утренники, вечера. Выявляет музыкально одаренных детей и занимается с ними индивидуально и в группе. Участвует в проведении утренней гимнастики, физкультурных занятий и развлечений, обеспечивает музыкальное сопровождение организованных игр детей во 2-й половине дня, проводит музыкально-дидактические, театрализованные и ритмические игры.

Инструктор по физической культуре проводит физкультурные занятия и во время их проведения полностью отвечает за безопасность воспитанников. Контролирует двигательную активность детей в течение дня. Вместе с медсестрой контролирует гигиенические условия для проведения занятий. Организует разъяснительную работу с родителями по вопросам физического воспитания.

Как и другие педагоги, инструктор по физкультуре руководствуется утвержденными программами, учитывающими возрастные особенности детей, и во время занятий учитывает индивидуальные возможности каждого ребенка.

Педагог-психолог — его работа направлена на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников. Его задача — помощь детям, родителям и педагогическому коллективу в решении конкретных проблем. Педагог-психолог проводит психологическую диагностику, определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии воспитанников, выявляет нарушения социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ, в образовательной деятельности. Содействует развитию творчески одаренных воспитанников. Формирует психологическую культуру педагогических работников, а также детей и их родителей.

Учитель-логопед занимается исправлением имеющихся нарушений звукопроизношения в речи детей. Обследует воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющихся у них дефектов. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений.

Медицинские работники (старшая медицинская медсестра)
Медицинское обслуживание обучающихся (воспитанников) МБДОУ обеспечивает медицинский персонал, находящийся в штате МБДОУ.

Старшая медицинская сестра контролирует санитарно-эпидемический режим в детском саду, а также следит за соблюдением режима дня, питанием детей, правильным проведением утренней гимнастики, физкультурных занятий и прогулок. Организует мероприятия по закаливанию детей и участвует в организации оздоровительных мероприятий. Ведет ежедневный учет детей, отсутствующих по болезни, изолирует заболевших детей. Кроме того, старшая медсестра готовит детей к врачебным осмотрам и сама участвует в них, проводит взвешивание, антропометрические измерения детей, осуществляет профилактические прививки и выполняет назначения врача.

Старшая медицинская сестра организует рациональное питание детей МБДОУ: составляет и раскладывает ежедневное меню и следит за качеством приготовления пищи. Она ежедневно производит пробу готовых блюд и закладывает ее на хранение в соответствии с требованиями Санэпиднадзора. Следит за выполнением графика получения пищи группами и проводит ежедневный обход групп, проверяя организацию питания в группах.

Младший обслуживающий персонал.
К младшему обслуживающему персоналу относятся младший воспитатель, повар, кладовщик, прачка и др. Все эти сотрудники обеспечивают бесперебойную работу дошкольного учреждения, но только младший воспитатель работает непосредственно с детьми.

Младший воспитатель (в повседневном общении — просто няня) помогает воспитателю в организации воспитательно-образовательного процесса, и вместе с воспитателем отвечает за жизнь и здоровье воспитанников. Помощник воспитателя приносит с кухни пищу и помогает в раздаче, затем убирает и моет посуду, готовит воду для умывания детей, для полоскания рта; в старших группах организует сервировку детских столов. Помогает воспитателю выводить детей на прогулку и заводить их в группу, раздевать малышей перед тихим часом и одевать после него. Готовит все необходимое для проведения закаливающих и гигиенических процедур, принимает участие в организации занятий по обучению детей плаванию.

Также младший воспитатель отвечает за чистоту в помещениях; два раза в день она проводит влажную уборку в группе. В соответствии с требованиями Санэпиднадзора проводит санитарную обработку посуды, игрушек. Следит за чистотой полотенец, меняет их по мере загрязнения, помогает воспитателю в проведении гигиенических процедур с детьми. Один раз в 10 дней проводит смену постельного белья.

К кому обратиться?
К любому специалисту детского сада родители могут обратиться с вопросами и получить квалифицированный ответ.

Так, старший воспитатель может ответить на вопросы, касающиеся организации досуга детей дома, рассказать о программах и методах работы, используемых в детском саду, о том, что должен знать и уметь ребенок к определенному возрасту, посоветовать, какие книги и игрушки стоит покупать малышу.

С воспитателями можно обсудить некоторые вопросы воспитания: что сделать, чтобы ребенок убирал игрушки? Чем занять ребенка во время подготовки к ужину? Как обсуждать с ребенком прочитанное произведение? Какие вопросы следует задавать ребенку во время рассматривания иллюстраций в книге? и др.

Педагог-психолог проконсультирует по поводу страхов, капризов, упрямства у детей.

Учитель-логопед подскажет эффективные приемы коррекции речи.

Младший воспитатель ответит на вопросы, касающиеся культурно-гигиенических навыков, аппетита ребенка, объяснит, когда и как проводится проветривание в группе.

Все сотрудники детского сада работают в тесном контакте друг с другом, создавая наилучшие условия для физической и психической жизни ребенка.