Подготовила воспитатель Сидорова А.В.
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации-прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Доказано, что речь ребенка и его сенсорный (трогательный)опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки. Движение пальцев и кистей рук имеют развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, хорошо если игра будет сопровождаться стихотворным текстом. Я хочу вас познакомить с играми, которые не нужно покупать в специальном магазине и за большие деньги. Это игры из подручного материала, т.е. из того что есть у каждой хозяйки дома. Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения, которыми можно заниматься дома:
Пальчиковая гимнастика.
· Способствует овладению навыками мелкой моторики
· Помогает развить речь
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.
(можно поиграть с родителями)
«Моя семья», «Пальчик-мальчик где ты был?», «Капуста».
Игры с сыпучими материалами и мелкими игрушками. (подобрать стихи или загадки к игрушкам которые есть)
· Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месит тесто, приговаривая:
«Мы тесто месили,
Мы тесто месили,
Нас тщательно все промесить попросили,
Но сколько не месим,
И сколько не мнем,
Комочки опять и опять достаем.
· Насыпаем в емкость крупу (горох, пшено).
Берем маленькие и большие ложечки, различные стаканчики и пересыпаем из большой емкости в маленькую и т.д. Так ребенок развивает математическое представление (объем).
· Затем на дно емкости можно спрятать мелкие игрушки, геометрические фигуры или то что найдете пуговицы, пробки от бутылок и т.д. Можно подобрать стихи или загадки про тех зверей или фигуры, которые вы спрятали. И предложить ребенку сначала отгадать о ком вы говорите, затем ручками нащупать в крупе.
Спрятали мышку (можно еще кого-то)
«Живет в норке, грызет корки.
Короткие ножки: боится кошки.
(мышь)
И предложить на ощупь найти именно мышь.
Так же можно играть и с геометрическими фигурами. Спрятать их на дно, а ребенку предложить на ощупь найти круг, квадрат, треугольник и т.д. Так же можно найти стихи или загадки для проговаривания.
Эта форма у клубка,
У планеты, колобка,
Но сожми ее дружок,
И получится…..
(кружок)
· Насыпаем в кружку сухой горох (фасоль). На каждый слог перекладываем горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой ,затем двумя руками одновременно, попеременно пальцами(большим и средним, большим и безымянным и т.д.). Можно подобрать любые четверостишья, например:
«Зашагали ножки: топ, топ, топ,
Прямо по дорожке: топ, топ, топ,
Ну-ка веселее: топ, топ, топ,
Вот как мы умеем: топ, топ, топ.
· Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте манку. Провидите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы, цифры и т.д.)
· Так же крупу можно использовать в аппликации и рисовании (манка-снег, овсяная крупа-шерсть у овечки, облака, из гороха можно сделать дорожку, так же из различной крупы можно выкладывать различные узоры). Это способствует развитию творческого мышления.
Игры с прищепками.
· Нарисовать ежика, елку и т.д. прикреплять иголочки, можно просто украшать одежду кукле, себе, маме и т.д.
· Представьте вместе с малышом, что прищепки-это маленькие рыбки, а кружочек или квадратик (из картона) -это кормушка .Ну а ребенку надо помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры.
И такие игры можно придумать из всего, из природного материала из любых не нужных вам вещей.
Такие игры развивают:
- Тактильную чувствительность.
- Психические процессы: внимание, память, мышление, воображение.
- Математическое представление.
- Знакомят ребенка с окружающим миром.
- Творческое мышление.
Упражнения с пальчиками:
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг, в кровать!
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул. (поочередно загибаем пальчики)
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди! (пальцем правой руки грозим оставшемуся пальчику)
Встали пальчики. Ура! (разжимаем кулачок)
В детский сад идти пора!
Быстро тесто замесили,
На кусочки разделили, (1-2 строчки – имитируем замес теста и разделку его на кусочки)
Раскатали все кусочки (раскрытыми ладонями с сомкнутыми пальцами делаем движения вперед- назад по поверхности стола)
И слепили пирожочки (защипываем «пирожки» кончиками пальцев обеих рук)
Пирожки с вареньем
Всем на удивленье (прикладываем ладонь к ладони, лепим «пирожки)
Нарядили ребятки
Свои пальцы в перчатки. (растопыриваем пальцы обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять –
Надо всех пересчитать. (поочередно сгибаем все пальцы)
Десять пальцев - как отряд,
И костюму каждый рад. (сжимаем и разжимаем кулаки)
Стать сильными стараются,
Спортом занимаются.
Разотру ладошки сильно (растираем ладони)
Каждый пальчик покручу … (захватывают каждый пальчик у основания и выкручивающим движением доходят до ногтевой фаланги)
(затем руки я помою… («моют руки»)
пальчик в пальчик я вложу… (пальцы складывают в «замок»)
на замочек их закрою
и тепло поберегу.
Выпущу я пальчики –
Пусть бегут, как зайчики (расцепляют пальчики и перебирают ими).
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю-
Всех я вас приветствую!
На первые четыре строчки пальцы одной руки по очереди «здороваются» с пальцами другой, похлопывая друг друга кончиками. На пятую и шестую строчки ладошки крепко жмут друг друга.
Комарики
Читайте малышу потешку, сопровождая ее действиями:
Дарики-дарики, (хлопаем в ладоши)
Вот летят комарики, З-з-з! (складываем пальцы рук в щепоть)
Вились, вились, (вращаем кистями рук)
Вились, вились, Раз! И в ушко (носик, ручку) нам вцепились!
(пощипываем малыша за ушко).
Попросите ребенка побыть «комариком».
Сапожник
Имитируйте движения, совершаемые при забивании гвоздей: пальцы одной руки держат гвозди, другой — молоток. При этом читайте стихотворение:
Мастер, мастер,
Помоги —
Прохудились
Сапоги.
Забивай покрепче
Гвозди —
Мы пойдем сегодня
В гости!
Игра способствует развитию мелкой моторики, координации движений.
Упражнение с карандашом
(лучше использовать карандаш – шестигранник)
Карандаш в руке катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу!
Дружные пальчики
(немецкая народная игра)
Сожмите в кулак пальцы одной руки. Читая немецкую народную потешку, медленно по одному разгибайте их, начиная с мизинца.
В конце игры снова поочередно сожмите пальцы в кулак, большой палец — сверху.
Этот мальчик маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный - кольцо носит,
Никогда его не бросит.
Ну а этот - средний, длинный,
Он как раз посередине.
этот - указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди братьев самый сильный.
Пальчики не ссорятся,
Вместе дело спорится.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Памятка для родителей
Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать:
Упражнения с массажным шариком (из су-джок терапии), грецкими орехами, карандашами, ручками, фломастерами.
«Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
Используйте с детьми различные виды мозаики, конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые), игры с мелкими деталями, счетными палочками.
Организуйте игры с пластилином, тестом.