Общеизвестно, что дошкольный возраст – это важный период в жизни человека, именно в это время происходит становление личности, закладываются основы опыта жизнедеятельности. В начале жизненного пути ребёнок ещё не может самостоятельно определить всю меру опасности, поэтому с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни – это родители и воспитатели.

Безопасность жизни ребёнка и охрана его здоровья – это одна из актуальных задач дошкольного воспитания. При этом важно не просто оберегать ребёнка от разных опасностей, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление у малыша о наиболее опасных ситуациях, прививать ему навыки безопасности.

Как известно – ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра.

Именно в ней дети соотносят своё поведение с образцом поведения принятым в обществе, анализируют свои поступки и поступками окружающих, осознают свои действия и вырабатывают отношение к окружающей действительности. Именно поэтому, игра и игровая деятельность является мощным педагогическим инструментом для формирования у ребят-дошкольников чувственного опыта, который может помочь им в различных жизненных ситуациях, порой даже - при очень опасных!

Игры дают возможность познакомить детей с источниками опасности в быту, а так же сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения. Через игровую деятельность можно познакомить ребёнка с необходимыми действиями в случае непредвиденных ситуаций. Достоинство игровых методов и приёмов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции. Применение игровых атрибутов вызывает у ребёнка желание играть, активизирует их психические процессы.

Одно из средств решения формирования безопасного поведения у детей является дидактическая игра.

При помощи её появляется возможность обучать маленьких детей в интересной для них деятельности. Потому что дети играют, не подозревают, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом.

Выбор конкретной дидактической игры определяется тем, какие воспитательно-образовательные задачи выступают в роли доминирующих и для формирования каких представлений о правилах безопасного поведения она предназначена.

Например, такие дидактические игры как «Светофор», «Учим дорожные знаки», «Собери знак» помогают лучше усвоить правила дорожного движения.

Дидактические игры «Электроприборы», «Опасно – не опасно» и пр. - закрепляют знания о мерах пожарной безопасности, развивают умение вести себя грамотно в возникшей той или иной ситуации.

Основная цель таких игр - тренировать в запоминании предметов опасных для жизни и здоровья и научить детей самостоятельно делать выводы о последствиях неосторожного обращения с опасными предметами.

Такая игра, как «Четвёртый лишний» познакомит дошкольников, как в быту следует правильно контактировать и действовать с опасными предметами (иголки, ножницы, спички, лекарства и др.).

Образовательную ситуацию можно провести в форме игры-путешествия или игрового квеста. В такой, интересной для ребят форме можно путешествовать по улицам города или села, знакомиться с правилами безопасного поведения на улице. Очень интересна для малышей игра-путешествие «Прогулка в лес», которая может проводится в группе или на игровой площадке. Во время её обыгрываются опасные ситуации в лесу, формируются правила поведения в природе, дети знакомятся с растениями, грибами, насекомыми, дикими животными и птицами.

Необходимо отметить, что моделирование игровых ситуаций является важным этапом освоения дошкольниками знаний и навыков безопасного поведения. Общение детей в игровых ситуациях, «проигрывание» правил поведения, имитация действий с потенциально опасными предметами дают возможность формировать у детей чувственный опыт безопасности. Проигрывание ситуаций делают понятным смысл запретов и способов действий безопасного поведения.

Например, играя в игру «Один дома» дети усваивают такое правило, что в отсутствии взрослых нельзя отвечать незнакомцам и подходить к двери, тем более открывать её.

В игровой ситуации «Знакомый или незнакомец» дети учатся отвечать отказом на любые обращения к ним неизвестных взрослых.

В играх «Перекрёсток», «Как перейти улицу без светофора» помогут сформировать у детей навыки грамотного поведения на дороге, разовьют представления о причинно-следственных связях возникновения опасных ситуаций.

Ситуативная игра «Потерялся», закрепит у ребят умение называть свой домашний адрес и фамилии, имена своих ближайших родственников.

В педагогической деятельности особое место находят игры-драматизации. По мотивам художественных произведений, как «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка», «Кошкин дом», «Колобок» и т.д. можно без труда смоделировать вопросы безопасного поведения или нарушения правил безопасной жизнедеятельности сказочных героев.

Наиболее эффективной формой работы по образовательной деятельности «Безопасность» является сюжетно-ролевая игра. Детям, особенно мальчикам, интересна сюжетно-ролевые игры «Инспектор ГИБДД» и «Дорожно-патрульная служба». Они эффективно знакомят их с правилами дорожного движения.

Играя в сюжетно-ролевую игру «Айболит» или «Больница», дети в игровой форме узнают, как не заболеть и уберечься от некоторых заболеваний.

В подвижных играх дети учатся выполнять правила игры. Происходит развитие внимания, ловкости, быстроты, которые является одними из необходимых условий безопасного поведения на оживлённой улице.

В заключении хочется отметить, что игра является основным и самым главным средством формирования основ безопасного поведения. Поэтому, основная задача педагога дошкольного образования заключается в том, чтобы сформировать у детей умение находить выход в различных непредвиденных жизненных ситуациях научиться беречь свою жизнь.

Категория
Родителям