Артикуляционная гимнастика — это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. На­учите малыша перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать вверх язык, делать его широким и узким, удер­живать в правильном положе­нии.

Быстрая речь неприемлема в разговоре с ребенком. Гово­рите ясно, четко, называя предметы правильно, исполь­зуя как "детские", так и "взрослые" слова (Это маши­на — би-би. А вот собака — ав-ав!). Не позволяйте малы­шу говорить быстро.

Всегда рассказывайте ре­бенку о том, что видите. По­мните, что если для вас все окружающее знакомо и при­вычно, то малыша со всем, что нас окружает, нужно позна­комить. Объясните ему, что дерево растет, цветок цветет, зачем на нем пчела. От вас зависит, будет ли развитым ваш малыш.

Главные составляющие кра­сивой речи: правильность, чет­кость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонаци­онная выразительность. Такой должна быть ваша речь.

Дыхательная гимнастика важна в становлении речи. Чтобы выработать воздушную струю, необходимую для про­изнесения многих звуков, на­учите ребенка дуть тонкой струйкой на легкие игрушки, шарики, кораблики на воде (щеки раздувать нельзя!).

Если ребенку исполнилось 3 года, он обязательно должен уметь говорить фразами. От­сутствие фразовой речи гово­рит о задержке речевого раз­вития, а отсутствие слов в 3 года — о грубых нарушениях общего развития.

Жесты дополняют нашу речь. Но если малыш вместо речи пользуется жестами, не пытайтесь понимать его без слов. Сделайте вид, что не зна­ете, чего он хочет. Побуждай­те его просить.

Чем дольше будете понимать "жестовую" речь ребенка, тем дольше он будет молчать.
"Золотая серединка" — вот к чему надо стремиться в раз­витии ребенка, т.е. к норме.

Присмотритесь к малышу. Отличается ли он от сверст­ников? Не перегружайте его информацией, не ускоряйте его развитие. Пока ребенок не овладел родным языком, рано изучать иностранный (не зря в двуязычных семьях очень часто у детей наблюдается об­щее недоразвитие речи!).

Иллюстрации в детских книгах, соответствующих воз­расту ребенка, — прекрасное пособие для развития речи. Рассматривайте с ним иллюс­трации, говорите о том что (кто?) изображен на них; пусть малыш отвечает на вопросы: где? кто? какой? что делает? какого цвета? какой формы? Ставьте вопросы с предлогами за, под, над и др.

Критерии, по которым мож­но оценить речь ребенка, ро­дители должны знать. Напри­мер, нормы звукопроизношения таковы:

0-1 год — а, у, и, п, б, м
1-2 года — о, н, нь, т, ть, д, дь, к, г, х, в, ф
3-4 года — й, ль, э, с, сь, з, зь, ц
4-5 лет — ш, ж, ч, щ5 лет — л, р, рь

Леворукость — не отклонение, а индивидуальная особен­ность человека, заложенная во внутриутробном периоде, и не приемлет переучивания. Это может привести к возникновению неврозов и заиканию. 

Мелкая моторика — так обычно называют движения кистей и пальцев рук. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь. Поэтомустремитесь к развитию мышц руки малыша. Пусть сначала это будет массаж пальчиков, игры типа "Сорока, сорока...", затем игры с мелкими пред­метами под вашим контролем, шнуровки, лепка, застегивание пуговиц и т.д.

Нельзя заниматься с ребенком, если у вас плохое настроение. Лучше отложить заня­тие и в том случае, если ма­лыш чем-то расстроен или болен. Только положительные эмоции обеспечивают эффек­тивность и высокую результа­тивность занятия.

Общее недоразвитие речи (ОНР) часто встречается у тех детей, которые заговорили по­здно: слова — после 2 лет, фра­за — после 3. Можно говорить об ОНР, когда у ребенка недоразвитие всех компонентов речи: нарушено звукопроизношение, ограничен словарный запас, плохо развит фонемати­ческий слух, нарушен грамма­тический строй речи.

Подражание свойственно всем малышам, поэтому старайтесь, по возможности, ог­раничивать общение ребенка с людьми, имеющими речевые нарушения (особенно заика­ние!)

Режим дня очень важен для маленького ребенка, особенно гиперактивного. Постоянное перевозбуждение нервной системы, недостаточный сон приводят к переутомлению, перенапряжению, что, в свою очередь, может вызвать заикание и другие речевые рас­стройства. Если малыш плохо спит, у изголовья можно положить саше (мешочек) с кор­нем валерианы. Можно ис­пользовать также натуральные масла, обладающие успокаивающим действием.

 Соска вредна, если малыш сосет ее долго и часто. Во-первых, у него формируется вы­сокое (готическое) нёбо, кото­рое влияет на формирование правильного звукопроизношения. Во-вторых, соска меша­ет речевому общению. Вместо произношения слов ребенок общается при помощи жестов и пантомимики.

Только комплексное воздействие различных специалистов (логопед, врач, воспитатели, родители) поможет качествен­но улучшить или исправить сложные нарушения речи — заикание, ОНР, дизартрию и т.д.

Умственное развитие неотделимо от речевого, поэтому, занимаясь с ребенком, нужно развивать все психические процессы: мышление, память, речь, восприятие.

Фольклор — лучший рече­вой материал, накопленный народом веками. Потешки, поговорки, скороговорки, стихи, песенки развивают речь детей и с удовольствием ими воспринимаются.

Скороговорки развивают дикцию. Но сначала их нужно произносить в медленном темпе, перед зеркалом, четко проговаривая каждый звук, затем темп уве­личивать.

 "Хорошо устроенный мозг лучше, чем хорошо наполнен­ный" — эту истину провозгла­сил еще М. Монтень. Информация, которая сообщается ре­бенку, должна соответствовать его возрасту и способностям.

Цветы (ромашки, одуванчи­ки и др.) можно использовать для развития речевого дыха­ния.

Предлагая ребенку дуть на одуванчик (не раздувая щеки!), вырабатываем направ­ленную воздушную струю; по­нюхать ромашку — вырабаты­ваем речевое дыхание: вдох носом, выдох ртом ("Ах, как пахнет!"). Внимание! Детям с аллергией эти упражнения противопоказаны!

"Часики" — упражнение для развития подвижности языка. Ребенок смотрит в зер­кало, рот открыт, язычок тон­кий и острый выглядывает изо рта. Взрослый задает ритм: "Тик-так, тик-так!", а ребенок качает языком из стороны в сторону. Скорость можно ме­нять в зависимости от того, как легко ребенок выполняет это упражнение.

Шепотной речи тоже нужно учить. Ребенку тяжело менять силу голоса. Следите за тем, чтобы малыш не перенапрягал голосовые складки. Крик противопоказан всем, а особенно детям до 10—12 (!) лет, так как их голосовые складки находятся в стадии формирования.

Щетка (любая), используе­мая для массажа пальцев, ла­дошек, стимулирует развитие мелкой моторики, повышает тонус мышц рук и пальцев. Зубная щетка поможет очис­тить язык, а также повысить тонус его мышц.

"Эхо" — игра, способству­ющая развитию умения ме­нять силу голоса. Вы произ­носите громко любое слово, ребенок повторяет несколько раз, понижая силу голоса.

Юла, елка, еж, яблоко — эти слова начинаются с йоти­рованных гласных, сложных для произношения. Обратите на них внимание, они состо­ят из двух звуков:
 
[ю]= [й] + [у];
 
[я] = [й] + [а];
 
[ё] = [й] + [о];
 
[е] = [й] + [э].

Язык — орган артикуля­ции. Научите ребенка перед зеркалом поднимать и опускать язык, делать его широким, уз­ким. Достаточно 10—15 мин ежедневных занятий артикуля­ционной гимнастикой, чтобы у малыша не было проблем с про­изнесением звуков.

Категория
Родителям