Гиперактивность (синдром дефицита внимания с гиперактивностью — СДВГ) проявляется у де¬тей не свойственной для нормального развития им¬пульсивностью, двигательной расторможенностью, отвлекаемостью, невнимательностью. 

Такие дети, как правило, не могут сосредоточиться на одном предмете более или менее длительное время, не способны завершить выполнение поставленной задачи, небрежны в ее выполнении. Продуктивность выполнения задания обычно низкая. Часто отмечается повышенная утомляемость. Умственная деятельность детей с СДВГ характеризуются цикличностью: они могут продуктивно работать в течение 5—15 минут, после чего их мозг «отды¬хает» 3—7 минут, накапливая необходимую энер-гию для дальнейшей работы. Состояние утомления сопровождается беспричинным раздражени¬ем, плаксивостью, истериками. Могут отмечаться нарушения пространственной координации, проявляющиеся в двигательной неловкости, неуклюжести.

Необычность поведения этих детей не является результатом дурного характера, упрямства или не¬воспитанности, как считают многие взрослые. Ско¬рее можно утверждать, что это — специфическая особенность психики, обусловленная как физиоло¬гическими (нарушения в определенных структурах мозга, наследственность, патология беременности и родов, инфекции и интоксикации первых лет жизни), так и психосоциальными факторами.

Среди возможных причин гиперактивности выделяют:

  • пренаталъная патология (токсикозы, обо¬стрение хронических заболеваний у матери, инфек¬ционные заболевания, травмы в области живота, принятие больших доз алкоголя и курение, имму¬нологическая несовместимость по резус-фактору, попытки прервать беременность, угроза выкиды¬ша);
  • осложнения при родах (преждевременные, ско¬ротечные или затяжные, стимуляция родовой дея¬тельности, неправильное положение плода, асфик-сии, внутренние кровоизлияния);
  • психосоциальные (стиль воспитания в семье).

Дети с гиперактивностью обращают на себя вни¬мание с первых дней жизни. Они плохо спят, чрез¬мерно чувствительны к внешним раздражителям (свету, шуму, температуре, запахам), имеют повы¬шенный мышечный тонус. В среднем дошкольном возрасте они обнаруживают неспособность дослу¬шать сказку, выполнить какое-то действие до кон¬ца. Их интересы поверхностны и недолговечны, нет попыток проникнуть в суть какого-либо явле¬ния. Действия спонтанные, беспорядочные, а игры шумные. Такие дети никогда не задумываются о последствиях своих поступков, не обращают вни¬мания на состояние близких людей. Они часто эго¬истичны, демонстративны и требовательны, что приводит к постоянным конфликтам и развитию агрессивности. Отмечается болтливость. Дети лег-ко идут на контакт, иногда злоупотребляя терпе¬ливостью окружающих.

По сравнению с другими нарушениями личнос¬ти и поведения дошкольников, наличие гиперак¬тивности вызывает наибольшее сопротивление и протест у взрослых. Это вызвано тем, что такие дети сами по себе приносят много неудобств и, кро¬ме того, будоражат окружающих сверстников, ко¬торые часто их не принимают в свои игры, так как гиперактивные дети ломают постройки, непо¬следовательны и агрессивны.

При организации работы с гиперактивными детьми акцент должен делаться на следующих умениях ребенка:

  • концентрировать внимание;
  • доводить начатое до конца;
  • контролировать свои движения;
  • снимать мышечное напряжение;
  • контролировать свои эмоциональные прояв¬ления;
  • расширять поведенческий репертуар во взаи¬модействии с взрослыми и сверстниками.

В работе с родите¬лями, важно изменить их отношение к своему ре-бенку, стиль взаимодействия с ним. Они должны понять, что дисциплинарные меры воздействия на гиперактив¬ного ребенка не действуют. Эмоциональный фон общения с ребенком должен быть ровным, пози¬тивным, но без эйфории от его успехов и отверже¬ния из-за неудач. Тактика вседозволенности также недопустима, так как такие дети очень быстро ста¬новятся манипуляторами.

Гиперактивным детям должны даваться инст¬рукции, содержащие не более 10-ти слов. Нельзя просить сделать сразу несколько поручений (убрать игрушки, почистить зубы, умыться и т.д.), так как ребенок просто не запомнит их. Лучше давать сле¬дующее задание после выполнения предыдущего. Предполагается обязательный контроль качества выполнения поставленной задачи.

Система ограничений и запретов должна быть четкой и неукоснительно выполняемой, количество запретов должно быть сведено до минимума (они должны касаться исключительно безопасности и здоровья ребенка). Совместно с ним должны быть разработаны санкции, которые последуют в слу¬чае нарушения запрета.

Важно обратить внимание родителей на построение фраз в общении с гиперактивным ребенком. Более эффективно давать малышу позитив¬ную альтернативу его негативному поведению, пе¬репроектировать его. Лучше сказать «можно бе¬гать на улице», чем «прекрати беготню!». Но еще более эффективно — включиться в игру ребенка, направить его неконтролируемую энергию в нуж¬ное русло.

Чтобы ребенок смог услышать взрослого и вклю¬читься в новую деятельность, необходимо дать ему время на подготовку, предупредить об изменени¬ях. Можно использовать звуковой сигнал.

Гиперактивных детей необходимо приучать к режиму, к четкому распорядку дня. Нежелатель¬но изменять его даже в исключительных ситуа-циях. 

При организации предметно-пространствен¬ной среды ДОУ необходимо помнить о том, что гиперактивные дети вследствие двигательной расторможенности и отсутствия произвольного вни¬мания характеризуются повышенным травматиз¬мом. Поэтому желательно наличие мягких моду¬лей, сухих бассейнов и т. д. В групповой комнате или в ДОУ должно быть пространство для актив¬ного отдыха детей.

При организации учебных занятий необходимо продумать предлагаемый материал так, чтобы один и тот же алгоритм вырьировался в различных ви¬дах. Занятия должны проводиться в игровой фор¬ме с включением физминуток. Нельзя требовать от гиперактивных детей абсолютной дисциплины, это лишь снизит работоспособность и уровень ус¬воения материала. Занятие постройте так, чтобы оно включало различные методы (обыгрывание, рассказ, демонстрацию и т. д.). При непосредствен-ном выполнении ребенком задания взрослому луч¬ше находиться рядом с ним, поглаживая его, успокаивающе проговаривая его действия спокойным голосом. Главное — сохранять спокойствие и по¬мнить, что в основе гиперактивности лежат органические нарушения и ребенок не виноват в этом. 

Коррекционное воздействие на гиперактивного ребенка должно включать следующие приемы и технологии:

  • Обучение приемам саморегуляции через использование релаксаций, визуализаций.
  • Обучение самомассажу.
  • Игры для развития быстроты реакции, координации движений.
  • Игры для развития тактильного взаимодействия.
  • Пальчиковые игры.
  • Подвижные игры с использованием сдерживающих моментов.
  • Психогимнастические этюды для обучения пониманию и выражению эмоционального состояния.
  • Работу с глиной, водой и песком.

Коррекционную работу более эффективно строить поэтапно:

  • индивидуальная;
  • парная;
  • подгрупповая.

Дети, страдающие СДВГ, как никакие другие требуют со стороны взрослых терпения и участия. Работа с ними должна быть кропотливой и комплексной, так как только выработка единой системы требований в ДОУ и семье может помочь адаптироваться таким детям и быть успешными.
 

Категория
Родителям