Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Н.К. Крупская в статье «Роль игры» в сборнике «О дошкольном воспитании» писала: «Игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для школьников – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, числовые отношения, изучает растения, животных».
Программа воспитания в саду предъявляет к дидактическим играм большие требования. В ней говорится: «С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т.д.). Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений о закреплении представлений об окружающей жизни.
В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:
- с игрушками и предметами;
- настольно–печатные;
- словесные.
В детском саду в каждой возрастной группе должны быть разнообразные дидактические игры. Необходимость подбора разнообразных игр отнюдь не означает, что надо иметь их в большом количестве. Обилие дидактических игр и игрушек рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладеть дидактическим содержанием и правилами. При подборе игр перед детьми ставятся иногда слишком легкие или, наоборот, чрезмерно трудные задачи.
Если игры по своей сложности не соответствуют возрасту детей, они не могут в них играть и, наоборот, – слишком легкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной активности.
Вводить новые игры нужно постепенно. Они должны быть доступны детям и вместе с тем требовать определенного напряжения сил, способствовать их развитию и самоорганизации.
Дидактическая игра в педагогическом процессе – это средство закрепления, уточнения и расширения тех знаний, которые дети получают на занятиях.
Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако созданные в дидактических целях они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает прежде всего игровая ситуация, играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.
Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия.
Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение. Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам.
Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.
Детям младшего дошкольного возраста очень трудно соблюдать очередность. Каждому хочется первым вынуть игрушку из «чудесного мешочка», получить карточку, назвать предмет и т.д. Но желание играть и играть в коллективе детей постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, т.е. подчиняться правилам игры.
В дидактических играх детей интересует прежде всего игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.